5 класс. Урок № 30. Обработка информации

Выполнить до 15:00 23 апреля 2020 г.

ЛекцияЗаданияОтправить задания

Преобразование информации путём рассуждений

Решение задач, т. е. преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Вначале вы анализируете имеющуюся информацию — выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Затем, рас­суждая, вы взвешиваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Задача 2. На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде (кроме, разумеется, минеральной воды). Если стакан поставить между чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.

Решение

Для удобства рассуждений пронумеруем места всех сосудов:

Чтобы стакан мог оказаться между сосудами с чаем и молоком, он должен переместиться на место 3 (а чашка, соответственно, — на место 4), так как на месте 2 он будет между минеральной водой и ещё чем-нибудь.

Таким образом, он встанет точно в середине. Из этого можно сде­лать вывод, что в стакане находится кофе. Из условия задачи сле­дует, что сосуд с молоком находится, во-первых, рядом со стака­ном, во-вторых, рядом с сосудом с квасом. Значит, в кружке нахо­дится чай, в чашке — молоко, в кувшине — квас. Задача решена.

Презентация «Задача о напитках», содержащаяся в электронном прило­жении к учебнику, позволит вам получить более наглядное представление о решении этой задачи.

В некоторых информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные (входные и выходные данные известны).

Задача 3. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумы­вает правило преобразования текстовой информации, Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразова­ния. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре:

а → б; мама → нбнб; весна → гётоб.

Отгадайте, какое правило задумал Петя.

Решение

Анализ первой пары «а => б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информ­ции: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту.

В результате решения этой задачи мы установили правило преобразования входной информации в выходную.

Разработка плана действий и его запись

Во многих информационных задачах требуется разработать план действий, обеспечивающих нужный результат. Рассмотрим пример.

Задача 1. Дна солдата подошли к реке, по которой на лодке ка­таются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой беper, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчи­ков, а солдата и мальчика уже не вмещает?

Решение

Введём обозначения: пусть M1 и М2 — мальчики, а С1 и С2 — солдаты; стрелкой обозначим направление переправы. Запишем план переправы по шагам:

  1. Ml → М2;
  2. Ml←;
  3. С1 →;
  4. М2 ←;
  5. Ml и М2 →;
  6. Ml ←;
  7. С2 →;
  8. М2 ←.

А теперь представим решение в более наглядной форме — в виде таблицы:

Есть много задач, решение которых удобно представлять в таб­личной форме.

Рассмотрим ещё одну задачу такого типа.

Задача 2. Некто имеет 12 пинт1 мёда и хочет отлить из этого количества половину, но у него нет сосуда вместимостью в 6 пинт. Он имеет два сосуда: один вместимостью в 8 пинт, а другой вместимостью в 5 пинт. Каким образом налить 6 пинт мёда в сосуд на 8 пинт? Какое наименьшее число переливаний необходимо при этом сделать?

Пинта — единица объёма и ёмкости (вместимости) в США, Великобритании и ряде других стран; равна примерно половине литра.

Проговорите словами всю последовательность операций по перелива­нию жидкости из сосуда в сосуд. Попытайтесь оформить решение этой за­дачи в виде схемы.


Задания

  1. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним — волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя кресть­янин?

Оформите план переправы любым подходящим способом.

Делаем фото тетради, 1 стр на 1 фото, вертикально.

Фото с выполненным заданием прикрепляем в форму ниже к этой записи. Ниже, пишем Фамилию Имя, прикладываем файл и отправляем. Регистрироваться не обязательно. Можно загружать несколько файлов одновременно.


Отправить задания


You may also like...